18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

РОССИЯНЕ НЕ ХОТЯТ ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ

РОССИЯНЕ НЕ ХОТЯТ ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ
660

Сегодня же отношение к предпринимателям в российской среде принципиально иное. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, «хорошо» и «скорее хорошо» относятся к бизнесменам 83% россиян. В 2009 году таковых было 79%. Небольшой, но сдвиг. А вот негативных эмоций (ответы «плохо» и «скорее плохо») поубавилось ­ сейчас 9%, в 2009 году ­ 13%.

Социологи попытались также выяснить, готовы ли россияне заняться собственным бизнесом. Только 5% имеют свое дело, что аккурат вписывается в экономическую теорию. А вот тех, кто хочет иметь собственный бизнес, насчитывается всего 28%. В 2008 году, когда только начинался финансовый кризис, предприимчивых россиян было 41%!

Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров обращает внимание на конъюнктурные причины на рынке труда. «Сейчас безработица отсутствует, можно легко устроиться наемным служащим и в частный сектор, и в государственный. Экономический рост довольно медленный, эксперты говорят о рецессии, бума нет, это охлаждает головы. В период бума можно хорошо сыграть», ­ объясняет Федоров.

Кризис выбивает людей из зоны комфорта и заставляет искать дополнительные или новые источники дохода, места профессиональной самореализации. Но у этой мировой закономерности есть национальная особенность ­ россияне хотят максимально быстро, кавалерийским наскоком обеспечить себе достойную жизнь. Сегодня и здесь, а не завтра, которого может и не случиться. «Русские работать любят, но недолго и нерегулярно. Поэтому мы самая креативная нация: можем придумывать, но не получается внедрять это и производить», ­ говорит гендиректор ВЦИОМ.

Таким образом, в отличие от западных стран, в России человек начинает свой бизнес не с целью продвинуть новую идею, достигнуть общественного признания или внести вклад в благополучие общества, а просто перестраховаться от нестабильного российского будущего. То есть действует по принципу «от противного». Желание открыть свое дело свойственно сегодня, прежде всего, жителям средних городов (32%) и 18­24­летним (46%). Последние ­- еще непуганое поколение.

Любопытно, что когда социологи спросили россиян о том, почему они не хотят начинать собственное дело, в 2013 году выявилась такая пятерка причин: не подходящие для этого занятия возраст и состояние здоровья (18%), другие интересы (16%), административные барьеры (13%), отсутствие знаний и опыта ведения бизнеса (11%), и, наконец, неимение денег для старта (10%).

Первую причину можно списать, считают эксперты, она всегда была, есть и будет и от политики государства не зависит (пенсионеры и другие пассивные слои есть везде). А вот, например, административные барьеры, к коим россияне относят бюрократию и коррупцию, «выросли» аж в два раза (если добавить сюда еще такую причину, как рост коррупции, преступности, то в совокупности получится 16%). Валерий Федоров винит в этом СМИ, говоря, что именно они укрепляют в сознании россиян образы коррупции. «Человек ­ это не только то, что он знает, видит и думает сам, это и то, что он читает, слушает и смотрит. Из СМИ человек узнает, что бизнес «кошмарят», ­ полагает директор ВЦИОМ.

Однако объективную реальность никто не отменял. Мы нередко слышим от друзей, сколько и кому приходиться платить, чтобы им не мешали работать. «Что у нас бюрократия творит с бизнесом, особенно с малым! Люди это видят и чувствуют», -­ считает Борис Макаренко.

У наших граждан просто­-напросто отбивается желание заниматься бизнесом. А ведь именно предпринимательская инициатива стала основой процветания Запада. И вот с такими установками не возвращаемся ли мы после дико капиталистических (но все же капиталистических) 90­х назад, в советское время, когда бизнес-­инициатива была наказуема, а люди предпочитали спокойно работать в государственном секторе?

Но есть и положительный тренд -­ образ предпринимателя очищается. Если в 90-­х бизнесмен многими воспринимался как спекулянт, обогащающийся за счет других людей, то сейчас пришло осознание того, насколько реально трудно вести собственный бизнес. А русские всегда сочувствуют тем, кому нелегко. Да и потом выросло новое поколение россиян, прозападно ориентированных и незнакомых с плановой экономикой, для которых предприниматель ­ это такое же обыденное явление, как круглосуточный супермаркет.

Оставить сообщение